Консультации по телефону
+7 (495) 291-06-99
01.05.2014 Механизмы саморегулирования в теплоснабжении
Компания «ПрофПартнеры» хочет рассказать своим читателям о том, какие изменения в теплоснабжении могут привести к улучшению ситуации на этом рынке. Имеется ввиду ситуации для конечного потребителя, то есть для простого жителя мегаполиса и деревни, которые платят за тепло непомерно большую цену, приравниваемому к уровню платежей в Европе. Но не стоит забывать, что в Европе уровень доходов на душу населения несравненно выше, чем в РФ.
Специалисты видят проблему в том, что рынок теплоснабжения практически монополизирован. Дело в том, что тот бизнес, который попал в теплоснабжение при реформировании РАО ЕЭС, следует не интересам потребителя и государства, а своим собственным. Тарифы не обоснованы с точки зрения экономики, они завышены до заоблачных размеров. Никакие инвестиции или государственная помощь не помогут, потому что эти денежные вливания либо не учитываются при расчете тарифов, либо цинично вырезаются. Позиция таких монополий — своя рубашка ближе к телу, пусть платят. Но самое интересное заключается в парадоксе, что если взять этот бизнес в целом, то он приносит одни убытки. Наверное, именно этим показателем и оправдывают такие высокие тарифы перед населением.
Регулирование этой части возложено на государство, которое просто не может успеть везде и сразу на такой огромной территории. Проще говоря, специалисты приходят к единому мнению, что спасти отрасль и снизить давление тарифов на население можно только с помощью саморегулирования.
При этом не говорится о далеком будущем, потому что новая система регулирования теплоснабжения уже разработана. Главным ключевым звеном должно стать ЕТО — Единая Теплоснабжающая Организация, которая выступит и единым оператором в этом вопросе. Более того, эти самые специалисты уверены, что ЕТО централизованное теплоснабжение работать не будет, но также разработан список четких критерий, которые не позволят ЕТО превратиться в монополию.
Зона ответственности ЕТО — надежность и качество теплоснабжения для потребителя. Выступая, как оператор системы, организация должна регулировать вопрос, чтобы предельная цена не была превышена. Также этот регулятор будет давать доступ к рынку без дискриминации по каким-то своим соображениям. Если инвестор пожелает построить какой-то источник, эффективный и надежный, при этом его тарифы будут конкурентоспособными, то есть не завышенными, ЕТО не имеет права отказать этому самому инвестору в покупке теплоэнергетики.
Свою выгоду ЕТО получит только тогда, когда кто-то из инвесторов даст более низкие тарифы. При этом отменят всякий тариф за подключение, чтобы не было соблазна превратить рынок теплоснабжения в балаган с тендерами и прочей чепухой.
Таким образом, создатели закона «О теплоснабжении» собираются демонополизировать этот рынок и создать атмосферу здоровой конкуренции, но чтобы в итоге выигрывал именно потребитель - снижение цен на тарифы, улучшение качества обслуживания и прозрачность расчета этих самих тарифов. Все это может дать саморегулирование и контроль со стороны ЕТО.
Автор: Вячеслав Сафонов
Остались вопросы?
+7 (812) 309-39-51 - Санкт-Петербург м. Площадь Восстания